Image Module

К вопросу о тактике игры и видах подготовки

Для правильного понимания и применения понятий тактика игры команды и тактико-техническая подготовка надо знать, что:
- тактика команды - это расстановка, правила и схемы взаимодействий игроков в атаке и обороне в зависимости от задач команды, счёта игры и постоянно меняющейся ситуации на поле с целью победить соперника.
- тактико-техническая индивидуальная подготовка – это одновременное (синхронное) освоение  тактического (зрячего) и технического мастерства игроков в учебно-тренировочной работе и совершенствование их эффективности и целесообразности в играх.

Таким образом, осмысленное освоение зрячих игровых действий с мячом (шайбой) и без него, в функциональных группах взаимодействия, становится предпосылкой и основой командной игры или её тактики. Чем разнообразнее и качественнее индивидуальный тактико-технический арсенал игрока, тем эффективнее  взаимодействия в группах и команде в целом, тем выше способность к вариативности и трансформации схем игры.

Если тактика команды есть предпосылки, желаемое или теория как надо действовать, то джентльменский набор зрячих технических приёмов игроков есть практика, реальность с помощью, которой теория (тактика) претворяется в игре, на сколько это позволяет соперник.

О тактике:
Специалистам и тренерам хоккея известно, что при относительно равных  физико-технических состояниях противоборствующих команд, побеждает та, у которой выше способность к трансформации тактических схем по ходу игры, выше эффективность взаимодействий, а также больше игроков способных к игровой импровизации в завершающей фазе атаки. Тактическая составляющая и, в первую очередь её творческая сторона, выраженная индивидуальной импровизацией, в сочетании с максимальными проявлениями характера и силы воли игроков,  таким образом, становятся решающими условиями для победы над соперником. Если признать факт того, что физические силы и волевые усилия человека не беспредельны, и не в состоянии выйти за пределы генетических диапазонов, то единственным резервом улучшения эффективности игры, является индивидуальное тактическое мастерство хоккеиста, состоящее из зрительного контроля, видения поля, игрового мышления и интуиции, как основы для игровой импровизации. (Но и здесь действуют законы генетики, утверждающие, что только около 30% игровиков обладают способностью к скоростному мышлению).

Из команд КХЛ, борющихся за кубок Гагарина, в следующий тур вышли именно те команды, у которых выше уровень индивидуального тактического мастерства, являющегося основой групповых и командных взаимодействий.

Тактика команды это теория, это схемы возможных взаимодействий в тех или иных игровых ситуациях, которые игроки пытаются реализовать на практике в игре. Поэтому грамотный специалист, мастер своего ремесла, всегда в выборе тактики игры команды опирается на реальные возможности игроков, а не игроков подбирает под какую-то схему игры, как правило, не выполнимую. Мировая практика подтверждает, что такие тренерские позывы являются авантюрными, и только подтверждают низкую квалификацию специалиста. Футбольная команда чемпионата Испании – «Барселона» на сегодняшний момент является коллективом, который объединил великих индивидуальных импровизаторов в единый ансамбль, где владеющий мячом игрок, ведёт соло, а остальные играют футбольный ритм атаки или обороны. Барселона команда, в которой каждый игрок способен играть соло, не выпадая из общего ритма игры. Такими же великими и самобытными командами были сборные СССР по хоккею с шайбой у А.В. Тарасова и В.В. Тихонова.

Индивидуальное тактическое мастерство игрока это та практическая реальность, набор или арсенал тактических решений или способов действий и взаимодействий, которые игрок способен проявить  в противоборстве с соперником.

И в первом и во втором случае качество и эффективность индивидуальных действий и командных  взаимодействий зависит от степени противодействия соперника. В связи с тем, что функциональные составляющие команд КХЛ примерно равны, большинство из них играют в тактику «игры по ситуации», переходящей по игровым обстоятельствам, в тактику «силового давления» или тактику «игры от обороны (1-4)» с вариантами персональной опеки.

Современные реалии развития мирового и отечественного хоккея предъявляют соответствующие требования к системе подготовки резервов, с работой на перспективу, выражающуюся в повышении индивидуального уровня игрового мастерства, из которого возникают взаимодействия в функциональных группах и команды в целом.
 Игровое мастерство включает в себя триединство тактического, технического и физического мастерства, в котором технико-физические способности обеспечивают игроку проявление его тактического мастерства, его игровой смекалки и индивидуальной самобытности в противоборстве с соперником.

О приоритетности видов подготовки:
Как может спортсмен осваивать технику движения без участия его коры головного мозга, сознания и мышления? – никак, потому что иначе это уже будет не освоение, а хаотичные двигательные действия.

Сознание и мышление игрока являются атрибутами тактики, а если это так, то утверждение или постулат о возможности освоения чистой техники не имеет право на существование, вернее возможно, но в виртуальном варианте.  Освоение техники движения предполагает коррекцию к его улучшению, к доведению движения до наиболее экономичной и эффективной формы его проявления, что, собственно всегда подтверждалось спортивной наукой. Но все как бы забывают о рефлекторно работающих сенсорах, а сенсоры это мышление, а мышление это уже тактика. Значит надо принять за аксиому то, что при освоении движений теоретически недопустимо разделять или отделить технику от тактики ( телегу и лошадь; голову и ноги), т.к. это единая функциональная система, такая же как сердце и лёгкие, которые не могут существовать раздельно. Словосочетание технико-тактический вид подготовки антинаучен и не должен более употребляться в теории и практики спортивных игр по причинам указанным выше.
Вывод: Любое освоение двигательного действия всегда сопровождается  сенсорным контролем, при необходимости вносятся коррекции по его оптимизации и экономизации. Если работают сенсоры – происходит мышление в сознании, что уже является тактикой. Для игровика важно как работают сенсоры, если зрительные анализаторы обеспечивают видение поля – значит, включён механизм освоения тактического мастерства, к элементам которого относятся: зрительный контроль, видение поля, игровое мышление и импровизация. Термин технико-тактическая работа антинаучен и парализует рост игрового мастерства, снижает его эффективность и качество.

Давно настала пора разобраться в этом чисто теоретическом вопросе, потому как существующая система подготовки резервов в спортивных играх практически наплодила столько «полуфабрикатов», её кпд настолько низок, что приходиться удивляться, откуда появляются приличные хоккеисты мирового уровня. Если же говорить о футболе и о перспективах национальной команды в чемпионате мира 2018 года, то за оставшиеся семь лет вполне можно перенацелить подготовку резервов на уделение особого внимания развитию тактического мастерства игроков 15-20 летнего возраста. Это наиболее благоприятная категория, способная изменить неправильно сформированные игровые динамические стереотипы, как правило, периферических двигательных действий или технических приёмов игры.

автор статьи
Огулов В. Н.